Блог консалтингового центра Тимофея Левицкого

Кто в компании отвечает за эффективную коммуникацию? На самом деле, HR!

Роль HR

Ведь в компаниях нет такого топа, который бы достаточно глубоко понимал, что это такое и располагал инструментами для ее выстраивания.


Эффективная коммуникация - это колоссальный рычаг влияния HR на компанию. Если вы хотите свою компанию продвинуть, развить, стоит посмотреть, как в ней коммуницируют. Вы увидите издержки, увидите зоны роста и поймете, куда приложить усилия для их развития.

Вообще, эффективная коммуникация - это область богатая, широкая. Есть множество направлений. Об одном из них мы хотим поговорить в этой статье - коммуникация в проектном формате.

Чем она хороша? Тем, что она показывает, как с помощью чисто технологических и управленческих приемов (а не обучения актерскому и ораторскому мастерству, обучение правильной презентации), можно качество коммуникации поднять на новый уровень. 

Главный эффект получается от того, что мы коммуницируем именно по существу дела. Не говорим непонятно о чем, не рассказываем друг другу отрывочные мысли, пришедшие резко в голову. Мы разговариваем по существу.

Речь идет о целенаправленной коммуникации, которая продумана, подготовлена и позволяет перенести суть от человека к человеку как можно быстрее, точнее и без потерь.

Когда HR директор требует от подчинённых осмысленности в коммуникации; требуем от них, чтобы они приходили с отчетом в правильной форме, в которой сразу заложены решения - это все значительно ускоряет и улучшает процесс коммуникации.

И наша норма управляемости, то есть количество человек, от которых мы можем принять информацию, эффективно её обработать и принять управленческие решения, резко растёт.
Ну и как же этого добиться? Как мы уже сказали, необходимо организовать работу между руководителями и подчинённым (а вообще-то между любыми 2 людьми) по проектному принципу. 

Что такое проект? Это некое действие, которое:
  1. Имеет начало и совершенно чётко выраженный конкретный результат.
  2. У которого есть смысл, то есть то, зачем проект нужен. 
  3. Которое имеет яркий образ результата - то, что должно получиться в итоге.
  4. У которого есть грамотно составленный план. 
  5. У которого составлен свой список людей, которые в нем заинтересованы и список рисков, связанных с этим проектом. 

Если, например, речь идет о корпорации, которая должна в течение 5 лет стать единорогом, то план такого проекта сейчас называется стратегией или дорожной картой. 

При этом, когда мы выполняем проект, есть несколько фаз:
1 фаза - А в чем смысл? Что собирались сделать?
2 фаза - Что было запланировано?
3 фаза - Что получилось? 
4 фаза - Что я считаю по этому поводу?

А что нужно исключить для поддержания эффективной коммуникации? Разговоры о том, кто дурак, кто не прав, кто подвёл, кто виноват; разговоры о том, какой другой проект нужно сделать вместо этого, какая неправильная была цель в самом начале - все это пустые разговоры. Говорить нужно только о том, что нужно сейчас, чтобы сделать этот проект.  

Видите, мы не учим всех технике правильной презентации, не учим актерскому мастерству, а коммуникация становится намного эффективнее за счет управленческих фокусов внимания. Потому что мы вспоминаем о контексте, об образе результата, о плане, мы анализируем план-факт, переходим к мнению и принимаем управленческие решения.

Сама эта коммуникативная модель позволяет сделать всю бизнес коммуникацию более компактной, эффективной и конструктивной.

А еще очень большое значение для эффективной коммуникации имеет то, насколько изящно и красиво выражена мысль. 

Вся великая литература тому пример. Короткие, звучные, сочные формулировки лучше запоминаются, лучше доходят, точнее доносят мысль.

Например: «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад» - максимально конкретная и очень коротко упакованная мысль, яркий образ. 

Образы, кстати, - это тоже отличный способ обозначить мысль, сократить ее, сделать яркой и выразительной. 

Например, “Иногда чёрная полоса становится взлётной!” - здесь предельно понятно, что под собой подразумевает “черная полоса” и “взлетная”. В голове сразу проносится яркая мысль, что неудачные периоды в работе и жизни могут стать той нулевой точкой, с которой начнется успех.

Или еще:
«Препятствия – это те страшные вещи, которые вы видите, когда отводите глаза от цели» (Генри Форд). Как точно в одной фразе заключен смысл препятствий.

И вот еще несколько ярких фраз:
• «И настал день, когда риск остаться бутоном был более болезненным, чем риск расцвести» (Анаис Нин)
• «Даже если ты на правильном пути, тебя снесет, если ты просто будешь сидеть там» (Уилл Роджерс)
• «Первый получает устрицу, второй – раковину» (Эндрю Карнеги)

Для того, чтобы ярко и четко выражать свою мысль, нужно овладеть искусством иллюстрирования, искусством создания емких  понятных образов.

Инвестиции в то, чтобы люди научились выражаться в бизнес-стиле так, как будто они общаются со своим единственным инвестором, - это огромный прорыв и в эффективности, и в осмысленности.

Made on
Tilda