Блог консалтингового центра Тимофея Левицкого

Спиральная динамика: фиолетовый уровень

Советы Бизнес-процессы Спиральная динамика
В прошлой статье мы рассказали вам о том, как мы сами относимся к спиральной динамике, считаем ли мы ее очень надежным и правильным инструментом, и как же вообще разбираться в том, что за культура перед вами, на что смотреть?

А в этой статье мы начнем наше движение по спирали с самого простого и одного из наиболее устойчивых видов корпоративных культур - так называемого фиолетового уровня.

Фиолетовый уровень в спиральной динамике - это когда человек искренне верит, что мир полон необъяснимых сил, в нём нет закономерностей. Это наша цивилизация нас испортила, и мы невольно думаем, что если что-то непознанно или непознаваемо - это нехорошо, надо бы разобраться.

Но человек “фиолетовой стадии развития” не напрягается из-за того, что мир не познан и непознаваем, потому что это и есть принципиальное свойство мира - ничего нельзя знать, кроме только того, что дождь идёт сверху, грязь бывает обычно под ногами, животные ходят на 4 ногах, а птицы летают на крыльях.

Предполагается, что человек на этом уровне очень дорожит близостью со своими соплеменниками - с теми, кто по какому-то признаку такой же, как он. При этом человек не испытывает большого доверия к чужакам, потому что они другие.

Принято считать, что фиолетовый уровень - это примитив, но на самом деле в этом бездна энергии. Если вам нужно людей поднять на какое-то мощное действие для преодоления упадка, для защиты от угрозы или что-то подобное, "фиолетовое настроение" поможет как нельзя лучше.

Например, представители поколения от Y и старше могут вспомнить, как в первый раз услышали песню “Вставай страна огромная”, вероятно, может пробежать даже волна мурашек, потому что это про “наших”, потому что мы хорошие, а они - настоящее зло, и мы победим. Вот так работает и фиолетовая организационная культура.

Говоря о фиолетовом уровне, можно подумать, что его представители - такие дурачки, ведь они не пытаются, например, выявить закономерности работы на рынке, не пытаются договориться с налоговой рациональным методом. Потому что налоговая - это та самая неведомая сила - “то ли пойдёт дождь, то ли нет”.

Они пытаются выработать какие-то “ритуальчики”, и это как будто смешно. Да, может быть, и смешно, но зато они абсолютно сплоченные, это монолитная культура "зубами наружу".

Вот, например, вы приходите как приглашенный консультант и видите, что менеджмент у них “фиолетовый”. Они говорят: “Мы знаем правильный ритуал, он называется KPI и бизнес-процессы”.

Здесь важно понять, что их ритуалы могут быть заимствованы из очень развитых культур. Но они просто их воспроизводят, потому что “ну, вроде срабатывает, а почему - не наше дело”. В литературе это явление красиво называют "карго-культ". И вот это “не наше дело” - главный отличительный признак фиолетовой культуры. Но иногда может и не получаться, тогда они говорят: “хорошо, мы знаем другой ритуал - надо позвать консультанта, потому что так говорил Михалыч, известный шаман”.

  • Они зовут консультанта, вы приходите и говорите: “Смотрите, сначала вам надо пересчитать пропускную способность производства”. И первое, что вы в той или иной форме там услышите - это “мы уже все считали, мы в этом разбираемся”. Ведь для начала они должны вам объяснить, что они - самое лучшее племя, и если вы не из их племени, то вы как будто не понимаете и критикуете то, что они делают.

И как раз из фиолетовой культуры растут ноги всяких замечательных речёвок про то, что консультанты ни за что не отвечают, слушать их мнение бесполезно, так как они так глубоко не разбираются в нашем бизнесе.

В фиолетовой культуре массовое и важное убеждение, что каждый бизнес уникальный, нет никаких закономерностей, нельзя ни на что полагаться, мир управляется неведомыми силами. А кто или что может помочь культуре перейти на следующий уровень?

Перед тем, как ответить на вопрос, кто может помочь культуре перейти на следующий уровень, зададимся вопросом, зачем культуре переходить на следующий уровень?

Если среда обитания фирмы хотя бы немного изменится, то надо будет предпринимать какие-то энергичные, рациональные и организованные действия, а фиолетовые культуры в этом не сильны.

Они сильны в выдерживании кризисов, в том числе длительных (засуху переждать или потоп, например). Потому что им нет до этого дела, пока “мы друг с другом”. Как говорил Глазков Н.И. “мы - умы, а вы - увы”.

Люди на фиолетовом уровне считают, что делать целенаправленные вещи им не надо. Но в реальном бизнесе надо. И тогда кто-то своим умом, будучи погружен в фиолетовую культуру, но сам таковым не являясь, говорит: “Ребята, давайте что-то менять”. Но при попытке что-то менять вообще не за что ухватить эту культуру, продвинуть их очень тяжело. Как им помочь?

  • Если вы сами сделали миллиардный бизнес, конечно, вы знаете, как “вызывать дождь”. Тогда просто придите к ним и помогите, они не будут учиться, но они будут перенимать, они будут выполнять ритуалы и смогут выйти на некоторую новую ступень.

Организация выживет благодаря вашим советам, и через некоторое время там, может быть, появятся не “фиолетовые” люди, у них временно благодаря вашему влиянию и принесенным вами ритуалам будет власть.

Они разворошат этот муравейник, и в нем обнаружатся люди, в которых проснется лидерство. Лидер скажет: “Ребята, я наслушался великого шамана, я, конечно, человек маленький, но я знаю, как нам найти более крупного мамонта”.

И эта инициативы начнет медленно родоплеменной строй разлагать, формируя основу для следующего витка спирали - красной культуры, культуры лидеров и, конечно, грабителей. Но об этом мы расскажем в следующей статье.
Made on
Tilda