Блог консалтингового центра Тимофея Левицкого

Доверие - это результат некоторого времени безупречного исполнения своих обязательств?

Советы
Давайте немного порассуждаем о такой важной вещи как доверие.

  • Традиционное восприятие доверия - это когда “я доверяю кому-то, если этот кто-то долгое время все делает хорошо”.

Когда вы начинаете доверять своему стоматологу? Когда он в первый раз не сделал вам больно, во второй раз не сделал больно, в третий тоже, и где-то к 4 разу вы уже не так сильно вцепляетесь в ручки кресла.

И получается, что доверие могло бы сильно ускорять работу, если бы мы все немного “расслабились в кресле”. Если бы мы могли бы поставить задачу и проверить все уже ближе к концу; если бы мы могли договориться с поставщиком, что он привезёт, и быть уверенным, что он действительно привезёт.

  • Доверие само по себе может существенно увеличивать скорость (ведь мы не закладываем время на сбои) и, скорее всего, снижать издержки. А даже если бы мы иногда обманывались (бывает, что доверяешь, а человек все-таки не справился), но это не приводило бы к разрушению доверия - это было бы чудесно.

Ведь мы и сами всегда хотим, чтобы нам доверяли. Мы, как поставщики, как друзья, как сотрудники или руководители, хотим, чтобы нам доверяли. Но мы не можем быть идеальными.

Какие же есть альтернативы этой базовой установке “доверие - это результат некоторого времени безупречного исполнения своих обязательств”?

  • Первая - это концепция кредита доверия. Довольно понятная с точки зрения здравого смысла вещь, согласны? Мы можем сознательно решить доверяться, то есть доверие не как результат долгого безупречного сервиса, а доверие как результат осознанного решения: “Я решил, что доверюсь и посмотрю, что произойдет”.

Не путать такое доверие с доверчивостью. Это не значит, что я с ничего доверю свою жизнь в руки незнакомого человека.

Это значит, что если у меня есть возможность выделить кому-то кредит доверия, то я лучше это сделаю. Потому что с моей стороны сознательное действие по выделению такого кредита - это способ нарастить доверие в обе стороны. И такое доверие может помочь построить отношения быстрее (несмотря на сопутствующие затраты и возможные потери).

  • Вторая идея о доверии такая - после падения с лошади залезть на нее незамедлительно. Например, попросили вы коллегу купить вам билеты на самолет (представим, что вы бежали куда-то и было правда некогда, а дело это нехитрое). Коллега купила и оказалось, что дата рождения в билете неправильно проставлена. Затем оказывается, что дату рождения можно поправить только в офисе аэрофлота, а он находится в центре города, это далеко, вам некогда ехать… В общем, билеты эти вы потеряли, пришлось покупать новые.

И дальше есть классическое поведение, есть парадигма “доверие надо заслужить”. И вы просто снижаете уровень доверия к этому человеку. Из этой ситуации вы извлекли урок, что этому человеку доверять нельзя, что бы там дальше коллега не говорила.

А есть совсем другой подход к этому: “Мы извлекли урок, что бывают дурацкие ошибки, давай скорее проверим, а получится ли у нас в следующий раз”.

То есть в 1 сценарии вы больше не делегируете или нанимаете профессионального секретаря, затаив некоторую грусть и обиду, а во 2 сценарии вы немедленно пробуете ещё раз. Как человек, который упал с лошади, немедленно залезает снова, чтобы этот страх не закрепился.

Возможно, это созидательная практика очень сильно изменит мир. Это доверие как практика, а не доверие как чувство безопасности, сложившееся от долгого прилежного исполнения обязательств.
Made on
Tilda